История систем авиабронирования

В 20-е годы XX века пассажир на борту самолёта был, как правило, только один, поэтому желающий лететь в определённую дату в выбранном направлении звонил напрямую в представительство авиакомпании и заказывал перелёт на эту дату. Всё было совсем не так, как в современном мире, где перелёты так часты, и с помощью интернета в пару кликов можно найти самые дешевые авиабилеты.

В 30-е годы, когда вместимость пассажирских самолётов стала в десятки раз больше, резервирование проводилось с помощью централизованных служб контроля. Появились компании-посредники, в которые человек обращался для заказа места. Работник компании, в свою очередь, делал звонок в службу контроля и справлялся о наличии места, пока клиент ожидал. Если будущего пассажира устраивали данные предстоящего полёта, работник компании заносил их вместе с персональными данными в карточку, — аналог билета, — и передавал обновлённые данные в службу контроля по телефону или телетайпу.

Количество направлений и людей, пользующихся пассажирской авиацией, непреклонно росло вместе с развитием технического обеспечения. В 1946 году в США появилась первая автоматизированная система бронирования — теперь вместо звонка работник офиса-посредника просто нажимал на кнопку, и сигнал шёл в централизованную службу, где сотрудник либо игнорировал его при наличии места (и тогда в офисе продаж загоралась лампа), либо тоже нажимал на кнопку, что передавало сигнал о том, что место уже забронировано.

Переход к автоматике в авиарезервировании

В 1952 г. в Американских Авиалиниях усовершенствовали упомянутое устройство. Теперь не нужно было держать сотрудников, которые бы выносили вердикт «свободно/занято» в службе контроля. Информация о 1000 рейсах хранилась в магнитно-электрической системе, сменяясь каждые 10 дней, и ответ на запрос работника офиса продаж приходил из неё автоматически.

Теперь приходилось решить лишь задачу автоматического фиксирования данных пассажира. Компания «American Airlines» заказала IBM разработку устройства, считывавшего данные с именных пассажирских перфокарт.

Эволюция продолжалась ещё несколько десятилетий, увенчавшись разработкой современных глобальных CRM-систем, с помощью которых с устройства с доступом в интернет можно в пару кликов зарезервировать авиабилеты.